Запуск электродвигателя от стиральной машинки

473

Двигатель от советской стиральной машины запустить не сложно, для этого необходимо разобраться с выводами пусковой и рабочей обмотками.

Для начала найдем выводы обмоток, их должно быть две пары. Для этих целей прибором или тестером «прозвоним» одну пару.

Если прибор показал вам какое-то значение, например сопротивление 9-11 Ом., то это и есть рабочая обмотка, запишем показания прибора, отмечаем пару.

Следовательно, оставшиеся два вывода будут обмоткой запуска, делаем замер, прибор должен показать в пределах 30-47 Ом.
Теперь ясно, где пусковая и рабочая обмотка, у пусковой обмотки сопротивление должно быть больше, чем у рабочей обмотки. Не так уж и тяжело найти и определить обмотки у двигателя от стиралки, еще проще с подключением асинхронного двигателя.

Схема для запуска двигателя от стиральной машины:

подключение двигателя,от стиральной,реле
После того, как разобрались с выводами обмоток, можно собрать пробную схему для запуска двигателя.

На рисунке изображено:
ОВ – рабочая, обмотка возбуждения, основного вращающего магнитного поля.

ПО – пусковая обмотка необходима для создания начального крутящегося момента в определенном направлении.
SB — кнопка для кратковременного включения пусковой обмотки к сети 220В.

Для того чтобы изменить направление вращение вала двигателя достаточно поменять вывода пусковой обмотки местами и направление при запуске изменится.

Во время экспериментов с двигателем не забудьте закрепить его, чтобы он во время пуска не ускакал и не собрал все провода в кучу.

Например, в стиральной машинке «Кама – 8М» вся автоматика состоит из реле времени и токового реле:

подключение двигателя,от стиральной,реле

Реле времени задает временной режим с выдержкой на отключение электродвигателя. Токовое реле служит для запуска двигателя, для кратковременного включения пусковой обмотки к сети 220В.

Реле выполнено в пластиковом корпусе, имеется три контактных вывода X1, X2, X3. На крышке показана правильная установка реле, большая стрелка с надписью «верх», реле должно располагаться так чтобы стрелка всегда указывала вверх.

Для чего это необходимо, вы поймете, если посмотрите устройство и принцип работы реле.

подключение двигателя,от стиральной,реле

Устройство и принцип работы токового реле:
реле состоит из:

1– подвижного сердечника;

2– токовой обмотки;

3– подвижного нормально разомкнутого контакта;

4– пружина из нихрома;

5– биметаллическая пластинка;

6– нормально замкнутый контакт;

Подключение реле:
Подаем напряжение 220В на вывод «Х3» токового реле, фазу или ноль без разницы, а второй сетевой провод 220В напрямую подключаем к рабочей обмотке двигателя.

Вывод «Х1» — «ОВ» подключается ко второму свободному выводу, рабочей обмотке. Вывод «Х2» — «ПО» подключается к выводу пусковой обмотке.

При запуске двигателя, пусковой ток больше, чем рабочий. При прохождении пускового тока через катушку токового реле, в катушке наводится магнитное поле, которое втягивает подвижный стальной сердечник, он приподнимается и поднимает подвижный контакт.

Замыкается электрическая цепочка, которая подключает пусковую обмотку электродвигателя. Двигатель запускается и развивает номинальные обороты.

Поскольку двигатель вошел в рабочий режим ток в реле уменьшился, ослабло магнитное поле в катушке реле, которое удерживало стальной сердечник в верхнем положении. Сердечник под своим весом падает в низ и тянет за собой — контакт, пусковая обмотка — ПО отключается от сети 220В.

Витки из нихрома выполняют тепловую защиту двигателя. При перегрузе, заклинивание или междувиткового замыкания обмоток двигателя, нихром разогревается и своим теплом подогревает биметаллическую пластину, она при нагревании деформируется, прогибается и размыкает контакт, отключает двигатель от сети 220В на время остывания биметаллической пластинки.

После остывания пластины контакт снова замкнется, и реле будет пытаться снова включить двигатель.

подключение двигателя,от стиральной,реле

Наглядный пример подключения двигателя от стиральной машины через реле.

На рисунке ниже приведен пример, схема запуска двигателя от стиральной машины при помощи конденсатора:

подключение двигателя,от стиральной,реле

Можно подключить пусковую обмотку через фазосдвигающий конденсатор. Например для двигателя: 220В, 500 об/мин, ток I = 1,37А требуется конденсатор 6мкФ.

Для полной уверенности, что все сделали правильно, внимательно проверяем монтаж собранной схемы и тестируем ее, включаем двигатель на 1 мин. отключаем от сети и проверяем нагрев двигателя.

Почему через минуту? Потому, чтоб определить в каком именно месте начинает греться двигатель, в подшипниках или в статоре. Если подождать дольше, то тепло распределится по корпусу и будет не понятен очаг перегрева.

Если всё в норме включаем двигатель и проверяем нагрев корпуса каждые 5 мин. 15 мин на тестирования будет достаточно, тыльная сторона ладони должна терпеть, если не терпит, то температура около 50°С и выше.

  1. Если двигатель греется возможные причины:
    Изношены подшипники, что привело к уменьшению зазора между статором и ротором, ротор задевает статор.
  2. Подшипники забиты грязью или зажаты на перекос в подшипниковых крышках, что приводит к заклиниванию, тяжелому ходу вала.
  3. Большая ёмкость конденсатора, необходимо уменьшить ёмкость конденсатора или запустить двигатель без конденсатора, раскрутив вал от руки. Если двигатель перестал, греется, значит, причина была в превышенной ёмкости конденсатора.

Если выше перечисленные причины были исключены, то в обмотках двигателя междувитковое замыкание.

Видео подключения двигателя от стиральной машинки с реверсом и тремя выводами:

0
Нравится схема? Поделитесь с другом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два + 10 =