Бустер-приставка к бас гитаре

252

Не всегда начинающим музыкантам сегодня удаётся приобрести качественные инструменты. Порой приходится играть на пережитках глобального социализма — «Уралах», «Аэлитах» и прочих гитарных шедеврах. Правда, с помощью различных эффектов их иногда удаётся заставить хоть немного звучать. И если арсенал примочек в этом смысле у гитаристов достаточно велик, то у басистов выбор, прямо скажем, небольшой. Зачастую приходится включаться прямо «в линию». В итоге, легендарный бас «Урал» вкупе с далеко не новыми струнами даёт скорее, невнятное гудение в колонках, нежели звук. Предлагаемая приставка призвана добавить прозрачность и плотность в звучание бас-гитары. Этой схемой со мной любезно поделился старейший костанайский музыкант Александр «ALEX» Дутов. Похожим бустером, кстати, пользуется легендарный гитарист Брайан Мэй (экс- «Queen»).

бустер для гитары

А теперь — немного теории. Если ударить медиатором по одной из струн гитары и посмотреть на осциллографе форму электрических сигналов, снимаемых с выходов звукоснимателя, то она напомнит импульс с заполнением. Фронт «импульса» — более крутой по сравнению со спадом, а «заполнение» — не что иное, как почти синусоидальные колебания, промодулированные по амплитуде. Это значит, что громкость звука при ударе по струне нарастает быстрее, чем спадает. Время нарастания звука музыканты называют атакой.

Динамика исполнения на гитаре возрастает, если ускорить атаку, т.е. увеличить скорость нарастания звука. Получающийся при этом эффект звучания получил название «бустер«.
Чтобы получить эффект «бустер», достаточно эффективно воспроизвести нижние частоты (основной тон) и форманту высших частот в диапазоне 2000 — 5000 Гц для подчёркивания атаки. Эту задачу и выполняет предлагаемая приставка.

Вот собственно, и всё. Схема не требует налаживания и начинает работать сразу после включения питания. Единственное, возможно, придётся поэкспериментировать с подбором транзисторов по наименьшему уровню шумов (в моём варианте схемы установлен ГТ308В). Печатную плату желательно разместить в металлический корпус. Если все детали — малогабаритные, можно попробовать разместить плату непосредственно в бас — гитаре.

Теперь о звуке. На слух звучание бас — гитары становится более «металлическим», в то же время, хорошо прослушиваются «низы». Улучшенная атака позволяет инструменту более чутко реагировать на нюансы игры. Особенно эффект «бустера» заметен эффект при игре на затёртых струнах. Также приставка подойдёт для игры слэпом. Тем, кто хочет превратить эту примочку в гитарную, нужно в 10 раз уменьшить ёмкости С2 и С3 (соответственно до 0,01 мкФ).

 

Литература: Иванов Б.С. «Самоделки юного радиолюбителя» Москва. «ДОСААФ» 1988 с.102

1+
Нравится схема? Поделитесь с другом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × четыре =