Простое электронное реле поворотов

4 479

Кроме электроники болею я еще и мотоциклами. И первое хобби мне очень помогает во втором.
Я уже давно знал о том, что схема электрооборудования моего ИЖ-Планета далека от совершенства и с этим надо было что-то делать. Поскольку морозы сейчас не маленькие и в гараже не поработаешь, решил не терять времени дома и взялся за паяльник. Начал с малого — с реле поворотов для своего стального коня. Так как живем мы в 21 веке, тогда это реле должно быть бесконтактным, и работать с любой нагрузкой (лампами, светодиодами).

Казалось бы, что может быть проще? А оказывается все-таки может! Простейшую схему реле поворотов (РП) я увидел на просторах сети «Интернет». Было решено собрать именно ее — три детали, 10 минут с паяльником в руках и все готово! Правда, схему я немного модернизировал добавив диод (защита от переполюсовки) и конденсатор (от колебаний напряжения).

реле,поворотов,автомобиль,мотоцикл
Рисунок 1 — Экспериментальная схема реле поворотов.

Принцип работы РП на мигающем светодиоде до ужаса примитивный. Но для экспериментов я решил сконструировать только одно плечо этой схемы. При воспламенении светодиода транзистор открывается, как только светодиод погаснет транзистор закрывается. В качестве нагрузки была использована одна лампа поворотов от моего мотоцикла мощностью 21 Вт, и транзистор MOSFET IRF9540N. Сразу же показался основной недостаток схемы — частота мигания светодиода была достаточно высокой, а значит и возгорания лампы. Боковым зрением иногда невозможно было различить или загорается лампа, или горит постоянно. Несмотря на всю простоту схемы от нее пришлось отказаться, ведь я хотел достичь действительно качественного результата.

Следующее, что пришло мне в мысли это был интегральный таймер 555.
Была разработана схема:

реле,поворотов,автомобиль,мотоцикл
Рисунок 2 — Схема электронного реле поворотов.

Это классическая схема генератора на интегральном таймере 555, где частота импульсов на выходе 3 задается номиналами R1, R2 и С1. Изменяя сопротивления резисторов R1 и R2 можно изменять длительность импульсов и паузу между ними. Этим, соответственно можно изменять частоту вспышек ламп поворотов. При номиналах указанных на схеме частота колебаний составила 0,8 Гц.

До выхода таймера подключен все тот же IRF9540N, который коммутирует нагрузку. И при этом, ему совершенно не важно, что к нему подключат — светодиоды, или лампы накаливания. В любом случае частота вспышек не изменится. Схема подключения реле показана на рис.3.

реле,поворотов,автомобиль,мотоцикл
Рисунок 3 — Схема подключения реле поворотов.

Печатная плата: LAY

Схема на таймере хотя и сложнее и содержит большее количество деталей, однако лишена всех вышеперечисленных недостатков. Также она является достаточно компактной и размер платы у меня составляет 25х25 мм. С другой стороны, считаю, что схема РП на мигающем светодиоде также может быть использована, но для ее правильной работы необходимо подобрать светодиод таким образом, чтобы частота его возгораний составляла около 60-70 вспышек в минуту.

+3
Нравится схема? Поделитесь с другом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 5 =