Регулятор оборотов коллекторного двигателя
Схема регулятора оборотов коллекторных двигателей, в данном случае от стиральной машинки, способна сбросить обороты двигателя до 200. Минимальные обороты удалось снизить за счет германиевого транзистора.
Обороты коллектора получились не точно 200 об/мин, вернее написать 170-210, так как электронный тахометр на низких оборотах плохо меряет, транзистор Т3 — ГТ309, он прямой проводимости, и их проще достать, по крайней мере мне. Если поставить МП39, 40, 41, П13, 14, 15, то обороты должны еще снизиться, но уже не вижу надобности. Главное, что таких транзисторов как грязи, в отличие от МП37, которые можно обнаружить в старых карманных или настольных приемниках ваших дедов, у молодого (конца 80-ых) поколения их уже не было. Это были самые популярные транзисторы на то время.
Просмотрим схему:
Плавный пуск прекрасно работает, правда когда нагрузки на валу мотора нет, для этого R5 при необходимости можно подобрать.
R5 = 0-3к3 в зависимости от нагрузки;
R6 = 18 Ом — 51 Ом — в зависимости от симистора, у меня сейчас этого резистора нет;
R4 = 3к — 10к — защита Т3;
RР1 = 2к-10к — регулятор скорости, связан с сетью, защита от сетевого напряжения оператора обязательна!!!
Есть потенциометры с пластмассовой осью, желательно использовать! Это большой недостаток данной схемы, и если нет большой необходимости в малых оборотах, советую использовать другую схему оборотов.
С2 = плавный пуск, = время задержки включения мотора;
R5 = заряд С2, = наклон кривой заряда, = время разгона мотора;
R7 — время разряда С2 для следующего цикла плавного пуска (при 51к. это примерно 2-3 сек).