Двухполярное напряжение для автомобиля
С современными микросхемами — усилителями мощности звуковых частот (УМЗЧ), сейчас возможно создать довольно мощный усилитель в автомобиль, для своего «зверя» ведь самое лучшее? Но есть одна проблемка, эти микросхемы питаются от двухполярного источника, а сеть автомобиля 12 вольт! Как же быть? Что делать? Есть выход. Большие умы «радиоманьяков» нашли выход и из этой ситуации. Родилась схема преобразователя с 12В. аккумулятора в +/-25В. Насчет напряжения 25, это не предел.
Сразу хочу предупредить, что инвертор — дело серьезное, если кто и надумал собрать, надеюсь у вас опыт есть по его сборке. Возьмем мы усилитель к примеру на микросхеме TDA7294, многим знакома эта микросхема.
Характеристики микросхемы TDA7294:
Плату сделал по технологии ЛУТ, дорожки залужены.
Итак, плату собрали, теперь ее нужно испытать на прочность, для этого закорачиваем вход усилителя с массой блока питания (GND) и врубаем питание!….(которое обязательно должно быть пониженным, около +/-12 вольт).
Дыма нет? Взрыва тоже? Значить вам повезло, вы приобрели рабочую микросхему и отсоединив от массы можно подавать на вход питание. Должна сразу заработать.
Во втором этапе изготовления инвертора придется чуть попотеть. Для запитки данной микросхемы был выбран простой вариант инвертора с номинальной выходной мощностью 150 ватт, максимальная мощность 200 ватт и эти 200 ватт инвертор может обеспечивать довольно долго.
В качестве силовых ключей использованы мощные N-канальные полевые транзисторы серии ИРФЗ44. Схема построена по стандартному варианту, с применением ШИМ контроллера TL494. Рабочая частота инвертора с таким раскладом компонентов частотозадающей цепи составляет 50кГц.
Трансформатор — ферритовое кольцо от импульсного блока питания на 150 ватт. Подойдет любое кольцо подходящих размеров, феррит марки 2000НМ или же 3000НМ (с первым вариантом потерь в трансформаторе будет меньше) или же импортные сердечники.
Первичная обмотка состоит из 2х5 витков, намотана 5-ю жилами провода 0,8 мм и растянута по всему кольцу.
Поверх этой обмотки, без каких либо изоляций намотана вторичка 2х13 витков в 3 жилы тем же проводом (0,8мм).
Намотали? Теперь очищаем концы каждого провода от лака, скручиваем в косичку, рогалик или бублик кому как удобнее, я советую в косичку и залуживаем.
Дальше фазировка обмоток.
Для этого нужно подключить начало первого плеча обмотки к концу второго плеча или наоборот начало второго, к концу первого. Место стыковки двух плеч будет отводом от середины, на который подается плюс от аккумулятора.
Так же фазируем вторичную обмотку, средняя точка будет место стыковки плеч (GND).
Чтобы выпрямить напряжение использованы диоды «быстрого реагирования» серии MUR460 4 штуки.
Дросселя после выпрямителя намотаны на ферритовых стержнях, состоят из 7 витков провода 1,2 мм, для удобной намотки можно использовать несколько жил более тонкого провода.
Дроссель на шине 12 Вольт намотан проводом 2мм и состоит из 5 витков, намотка делалась на ферритовом стержне от компьютерного блока питания, в принципе сам дроссель именно оттуда.
Дроссели можно также мотать на кольцах подходящего диаметра, как на ферритовых, так и на кольцах из порошкового железа тоже можно найти в компьютерных блоках питания.